Вездеходы, покорившие Южный Полюс - Заброшенная лаборатория. Форум

Заброшенная лаборатория. Форум: Вездеходы, покорившие Южный Полюс - Заброшенная лаборатория. Форум

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Вездеходы, покорившие Южный Полюс

#1

Статус: Offline

  kovolchik  19 Февраль 2012 - 21:00

  • Старший научный сотрудник
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 437
  • Регистрация: 07 Май 11

Антарктида – самый загадочный континент на планете. Чтобы разгадать тайны Южного Полюса, ученые со всего мира не раз организовывали масштабные трансантарктические экспедиции. Для покорения Антарктиды, покрытой километровой толщей льда, полярникам требовались очень мощные и надежные транспортные средства, способные перемещаться по заснеженному бездорожью в неимоверно сложных условиях.

Прикрепленное изображение: Советская экспедиция_1.jpg
0
4

#2

Статус: Offline

  kovolchik  19 Февраль 2012 - 21:19

  • Автор темы
  • Старший научный сотрудник
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 437
  • Регистрация: 07 Май 11

В 1820 году русская экспедиция впервые достигла ледников Южного Полюса. С тех пор вплоть до середины XX столетия научные экспедиции на ледяной континент носили эпизодический характер. В 50-е годы прошлого века интерес к исследованию Антарктиды резко возрос. В 1955 году между двенадцатью крупнейшими странами мира было заключено соглашение, по которому территория Шестого континента была поделена между государствами для проведения исследовательских работ. Советскому Союзу представилась возможность изучать восточную часть Антарктиды, а ученые из США развернули исследовательские базы в самом центре Южного полюса.

«Харьковчанка».

В 1955 году советские ученые отправились в свою первую трансантарктическую экспедицию, в ходе которой планировалось преодолеть более двух тысяч километров и добраться по антарктическим льдам до Южного Полюса. Воспользовавшись обычными гусеничными тракторами Челябинского тракторного завода, участники экспедиции с большим трудом проехали 450 километров. Оказалось, что слишком тихоходные машины не подходят для дальних переездов через Антарктиду.
Намного лучше проявили себя другие транспортные средства – тяжелые артиллерийские гусеничные тягачи марки АТ-Т Харьковского завода тяжелого машиностроения им. Малышева. В 1956 году эти гиганты помогли исследователям достаточно быстро преодолеть путь в 975 километров до пункта основания станции Восток-1.

Прикрепленное изображение: АТ-Т.jpgТягач АТ-Т
Еще через год тягачи, хорошо зарекомендовавшие себя годом ранее, были модернизированы для специфических Антарктических условий. Конструкторы усовершенствовали двигатель машины и увеличили ширину гусениц, благодаря чему значительно улучшилась проходимость по глубокому снежному покрову.
В 1958 году во время четвертой советской трансантарктической экспедиции полярники использовали усовершенствованную модель тягача – «Изделие 404С». Эта модель была максимально приближена к идеалу. Были внесены изменения в конструкцию шасси, гусеницы были расширены и снабжены «грунтозацепами» для лучшего сцепления с основанием. Мощность двигателя значительно возросла и достигла 995 лошадиных сил, а предел развиваемой скорости поднялся до отметки 30 километров в час. Вездеход с заполненным 70-тонным прицепом мог свободно перемещаться по наклонной вверх под углом 30 градусов со скоростью порядка 5 километров в час. Агрегат умел пересекать ледяную местность вплавь. Масса машины длиной около 8,5 метров составила 35 тонн.

Прикрепленное изображение: Харьковчанка_8.jpg
Прикрепленное изображение: Харьковчанка.jpeg

Позже разработчики антарктического вездехода задумались об уровне комфорта экипажа. Внутри вездехода стало намного просторнее и теплее. Изменение компоновки двигательной системы позволило увеличить объем внутреннего пространства кузова до 50 кубических метров, а площадь – до 28 квадратных метров. Кроме того, кузов был обшит алюминием и оснащен восьмислойной теплоизоляцией. В жилом салоне можно было разместить 6-8 спальных мест. Все неисправности, возникшие по той или иной причине, могли быть устранены, не выходя из машины. Для этих целей предназначался специальный люк, соединявший рабочее пространство с двигательным отсеком.

Прикрепленное изображение: Харьковчанка.jpg
Это мощнейшее транспортное средство было названо «Харьковчанка». Спустя 10 лет вышла более совершенная модель "Харьковчанка-2". Вездеход был единственным эффективным средством покорения труднодоступных просторов Антарктиды на протяжении почти сорока лет.

Прикрепленное изображение: Харьковчанка_2.jpg
Прикрепленное изображение: Советская экспедиция.jpeg

Главной задачей четвертой трансантарктической экспедиции было совершение маршрута по станциям Мирный-Пионерская-Комсомольская-Восток и достижение Южного Полюса.

Прикрепленное изображение: Советская экспедиция.jpg
В начале 1959 года в путь отправились три вездехода «Харьковчанка», каждый из которых был гружен двумя санными прицепами. После того, как долгий путь длиной в 975 километров был пройден, тягачи были остановлены до прибытия второй части экспедиции. Второй караван в составе пяти тягачей АТ-Т стартовал в сентябре 1959 года и уже через месяц встретился с «Харьковчанками». В процессе сложного и непредсказуемого похода не обходилось без периодических поломок, ведь даже самая совершенная машина не в силах работать бесперебойно в настолько жестких условиях. Механикам приходилось проводить многочасовые ремонтные работы вездехода, чтобы снова и снова трогаться в путь, покоряя все более сложные участки Антарктиды.

Прикрепленное изображение: Советский экипаж.jpg
Прикрепленное изображение: Харьковчанка_1.jpg
Прикрепленное изображение: Советская экспедиция_4.jpg
Прикрепленное изображение: Советская экспедиция_3.jpg
Прикрепленное изображение: Харьковчанка_9.jpg
Прикрепленное изображение: Советская экспедиция_2.jpg
Прикрепленное изображение: Харьковчанка_7.jpg
Прикрепленное изображение: Дозаправка Харьковчанки.jpg
Прикрепленное изображение: Харьковчанка_6.jpg
Прикрепленное изображение: Харьковчанка_5.jpg
Прикрепленное изображение: Харьковчанка_4.jpg
Прикрепленное изображение: Харьковчанка_3.jpg

8 декабря 1959 года 16 членов экспедиции выехали со станции Восток, а 26 декабря, после долгого и изнурительного пути длиной 2700 километров, экспедиция достигла Южного полюса, где советских исследователей встретили их американские коллеги.

Прикрепленное изображение: Харьковчанка на Южном полюсе.jpgСоветская экспедиция на Южном Полюсе
«Снежный крейсер».

Идея создания антарктического вездехода пришла ученым из США двадцатью годами ранее. По замыслу американского полярного исследователя Ричарда Бэрда, эта машина должна была стать универсальным, надежным, мощным и удобным транспортным средством для перемещения по льдам Южного Полюса.
Первым образцом вездехода стал Snow Cruiser (Снежный крейсер) – гигант 5-метровой высоты, массой 34 тонны и длиной 17 метров. Мощный вездеход, оснащенный двумя двигателями по 150 лошадиных сил, должен был перемещаться по снегу вперед, назад и по наклонной со скоростью 48 километров в час. Внутри вездехода в течение года мог автономно существовать экипаж из пяти человек.

Прикрепленное изображение: Снежный крейсер.jpg
В 1939 году вездеход отправился к месту его погрузки на морское судно. Более полутора тысяч километров Снежный крейсер перемещался по американским трассам своим ходом – этот пробег стал первым и единственным испытанием машины на ходу. Позже оказалось, что эта недоработка стала для Снежного крейсера фатальной.

Прикрепленное изображение: Снежный крейсер_1.jpg
Снег – это не асфальт, а ледники Антарктиды – это не ровные шоссе. В реальных условиях Антарктики многообещающий вездеход не оправдал возложенных на него надежд. Колеса, погрузившись в снег более чем на 90 сантиметров, начинали прокручиваться, двигатель перегревался от повышенной нагрузки. Для того чтобы выехать из ямы, вездеходу приходилось прилагать неимоверные усилия. «Снежный крейсер», который должен был исколесить Антарктиду вдоль и поперек, едва преодолел 148 километров, причем для этого ему пришлось перемещаться задним ходом.

Прикрепленное изображение: План амерканской экспедиции.jpgПлан амерканской экспедиции
Прикрепленное изображение: Снежный крейсер_3.jpg
Прикрепленное изображение: Снежный крейсер_2.jpg

После неудачного похода уютные каюты «Снежного крейсера» некоторое время использовались в качестве временного жилья на территории американских полярных станций. Сегодня несостоявшийся покоритель Антарктиды практически полностью занесен снегом.

«Снежный кот».

В ноябре 1957 года новая экспедиция в составе 12 американских полярников отправились в трансконтинентальный поход по Антарктиде. В распоряжении исследователей был гусеничный снегоходный транспортер Sno-Cat («Снежный кот»). Конструкция вездехода была спроектирована таким образом, чтобы давление на снег было минимальным, поэтому движение по снежному покрову не вызывало трудностей. Однако рельефные гусеницы не позволяли машине с такой же легкостью перемещаться по твердому льду.

Прикрепленное изображение: Снежный кот.jpg
Прикрепленное изображение: Снежный кот_2.jpg

Достаточно мощная и маневренная машина имела еще один недостаток – тесный и неудобный салон. Но, несмотря на некоторые недочеты, «Снежный кот» оказался вполне надежной машиной. В январе 1958 года американская экспедиция достигла Южного Полюса.

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Чтобы ответить в тему нужно Зарегистрироваться , это займет не больше минуты.

Свернуть категорию Похожие темы

  Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Нет тем.

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей

Быстрый переход

Рекламные объявления:



Активные темы